new banner

new banner

среда, 17 сентября 2025 г.

Впуская счастье

Счастье — это не пассивное состояние, а постоянная деятельность. Оно — результат непрерывного воздействия укоренившихся и приобретенных добродетелей на наш характер.

Аристотель (384–322 до н. э.) — древнегреческий философ и полимат, глубоко повлиявший на западную философию. Будучи учеником Платона и наставником Александра Македонского, его концепция эвдемонии — процветания через добродетельную жизнь — остаётся краеугольным камнем этической философии. В отличие от современных представлений о счастье как о мимолётном удовольствии или эмоциональном подъёме, эвдемония (греч. eu — «хорошо», daimon — «дух или божество») точнее переводится как «хорошая жизнь», состояние, достигаемое посредством добродетельной жизни, разума и целенаправленной деятельности.

Он утверждал, что всякая разумная деятельность направлена ​​на некое благо, а счастье — это высшее благо, цель, к которой направлены все остальные цели (богатство, удовольствие, почёт). В отличие от временных удовольствий, счастье окончательно и самодостаточно: оно желанно само по себе и ни в чём не нуждается — это нечто окончательное и самодостаточное; цель действия. Отказаться от добродетели, обретя мгновение счастья, — всё равно что, найдя медь, отказаться от поиска золота.

Быть счастливым — значит жить, руководствуясь разумом и добродетелью. Для Аристотеля добродетель ( aretē ) — это неотъемлемая часть счастья, и он различал два вида добродетелей:

  1. Нравственные добродетели , такие как мужество, справедливость и умеренность, развиваются благодаря привычке и практике и подразумевают нахождение «золотой середины» между крайностями. Например, мужество — это золотая середина между безрассудством и трусостью, а щедрость — между расточительностью и скупостью.

  2. Интеллектуальные добродетели, такие как мудрость и понимание, развиваются посредством образования и размышлений, позволяя нам хорошо рассуждать.

Добродетельный человек находит радость в праведных поступках не из чувства долга, а потому, что это заложено в его характере. Аристотель подчёркивает, что счастье — это не пассивное состояние, а деятельность. Например, музыкант достигает счастья, играя музыку, а не просто умея её играть.

Добродетель и счастье

Хотя добродетель занимает центральное место, Аристотель признаёт, что счастье требует некоторых внешних условий — таких как здоровье, друзья и стабильное общество. Они, которые он назвал «внешними благами», сами по себе не являются счастьем, но обеспечивают контекст для добродетельной деятельности. Крайняя лишенность (бедность, изоляция) может помешать процветанию, но чрезмерное богатство или почёт также не гарантируют его. Аристотель возводит созерцание ( theoria ) в высшую форму счастья и подчёркивает, что счастье оценивается на протяжении всей жизни , а не отдельного момента. Одно хорошее или плохое событие не определяет, процветаем ли мы, иронично замечая, что «Одна ласточка весны не делает».

Стоики считали, что мудрый человек может достичь счастья и спокойствия (атараксии ) только посредством добродетели, независимо от внешних обстоятельств. Стоик мог быть «больным и всё же счастливым, в опасности и всё же счастливым», потому что его счастье проистекало из жизни в согласии с «четырьмя главными добродетелями», а не из благоприятных событий.

  1. Мудрость : способность проявлять здравое суждение.

  2. Смелость: способность хорошо справляться со страхом.

  3. Справедливость: способность относиться к другим справедливо и добросердечно.

  4. Самоконтроль : способность управлять желаниями и эмоциями.

Современный аристотелевский набор добродетелей

Работая над этой статьей, я задумался, существуют ли современные эквиваленты добродетелей Аристотеля и способны ли они принести счастье в современном духе. Добродетели Аристотеля настолько фундаментальны, что невозможно не признать их взаимосвязь; однако, безусловно, есть черты, которые нам так необходимы сегодня, но не были бы частью его жизненного пути. Опираясь на добродетель созерцания и после хорошего обеда, я начал составлять свой список добродетелей для современного Аристотеля, применение которых практически гарантирует вам счастье.

Современный Аристотель в деловом костюме.

1. Эмпатия: Аристотель не называл эмпатию прямо добродетелью, но его концепция дружбы ( philia ) и справедливости подразумевала заботу о благополучии других.

2. Подлинность: верность своим ценностям, убеждениям и идентичности, даже под давлением общества. Добродетели Аристотеля — правдивость и мужество — не всегда совпадают.

3. Устойчивость: способность адаптироваться, восстанавливаться и процветать в условиях трудностей и неудач. Мужество Аристотеля (способность противостоять опасности) и умеренность (самообладание) имеют общие черты с устойчивостью; однако современная устойчивость включает в себя психологическую приспособляемость к системным и социальным стрессорам.

4. Инклюзивность: активное продвижение справедливости и равных возможностей для всех, независимо от происхождения.

5. Устойчивое развитие: ответственное отношение к окружающей среде и будущим поколениям. Аристотелевская добродетель благоразумия (практическая мудрость) может быть в общих чертах применена к принятию решений в интересах устойчивого развития.

6. Адаптивность: гибкость в управлении изменениями, особенно в технологиях, работе и социальных нормах. Интеллектуальные добродетели Аристотеля, такие как мудрость, предполагали адаптацию к разуму, но современная адаптивность подразумевает умение реагировать на внешние, часто непредсказуемые изменения.

7. Ответственность: принятие ответственности за свои действия, включая признание ошибок и исправление ошибок. Добродетели Аристотеля, такие как справедливость и правдивость, пересекаются здесь, но современная ответственность часто подразумевает гораздо более пристальное внимание общественности, а не только личную честь.

8. Креативность: способность к инновациям, воображению и созданию новых решений или способов выражения. Креативность как самостоятельная добродетель современна и связана с инновационной экономикой. Она способствует прогрессу в конкурентном мире, где решаются проблемы.

«Внешние блага» современного Аристотеля

Подобно Аристотелю, мы, современные люди, также можем признать, что счастье требует определённых внешних условий. Будучи творениями науки, мы разберём его на молекулярном уровне, что даёт нам преимущество в виде большей управляемости.

Счастье — это сложное эмоциональное состояние, обусловленное сетью нейрохимических процессов и процессов в мозге. Главными участниками являются нейромедиаторы и гормоны, такие как дофамин, серотонин, окситоцин и эндорфины, каждый из которых отвечает за разные аспекты счастья.

  • Дофамин: отвечает за чувство вознаграждения и мотивацию. Он вырабатывается во время приятных занятий, таких как приём пищи, физические упражнения или достижение целей, создавая чувство удовлетворения. Множество генетических вариаций может влиять на уровень дофамина в организме. Некоторые из них поддаются коррекции с помощью диеты и изменения образа жизни.

  • Серотонин: регулирует настроение, сон и аппетит. Низкий уровень связан с депрессией, в то время как сбалансированный уровень способствует удовлетворённости и стабильности. Около 90–95% серотонина в организме вырабатывается в кишечнике. Здоровый микробиом поддерживает оптимальный уровень серотонина, в то время как дисбиоз (микробный дисбаланс) может его нарушить, что потенциально способствует проблемам с психическим здоровьем.

  • Окситоцин: «гормон привязанности», вырабатываемый во время социального взаимодействия, прикосновений или близости, способствующий укреплению доверия и связи. Он вырабатывается в гипоталамусе и секретируется гипофизом. Уровень этого гормона значительно варьируется в зависимости от гена: некоторые варианты генов (SNP) связаны с более высоким уровнем эмпатии, в то время как другие — с более низким.

  • Эндорфины: действуют как естественные обезболивающие и улучшают настроение, вырабатываются при физических нагрузках, смехе или снятии стресса. Они связываются с опиоидными рецепторами, вызывая эйфорию, подобную «эйфории бегуна».

Ни одна молекула не вызывает счастье. Именно динамическое взаимодействие этих систем создаёт этот опыт. Внешние факторы, такие как солнечный свет, физические упражнения или социальные связи, усиливают этот эффект.

Счастье – это то, чего человек ищет только ради себя самого, а не ради какой-либо другой, более отдалённой цели. Счастье – это целебное средство. Счастье – это исцеление ран. Это побочный продукт стремления к добродетели. Оно не более самоцель, чем вытяжение или реабилитация – цель в период выздоровления.

Цель — это предназначение.

Мне это стало ясно в процессе построения брака и становления родителем. Однако мой опыт может отличаться от вашего. Исследование Pew Research, проведённое в 2022 году, показало, что представители молодого поколения часто ставят личностный рост или независимость выше брака, поэтому для них смысл жизни может быть найден в других источниках.

https://pdadamo.substack.com/p/letting-the-happiness-in?omnisendContactID=5f8da19e1971970891440502&utm_campaign=campaign%3A%209.16.25%3A%20Fall%20allergies%3A%20Quercetin%20Plus%20(68c032b6de69bbe42923aa58)&utm_medium=email&utm_source=omnisend
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий